Здравствуйте, друзья.

В эту среду участвовал в онлайн-конференции «Вендинг 2020: новые реалии в период пандемии и экономического кризиса«.  Деловое мероприятие провела компанией EMTG, которая является организатором выставки вендинга VendExpo (сама выставка перенесена на сентябрь в связи с пандемией коронавируса).

Не скажу, что узнал много нового, но легкий психотерапевтический эффект  испытал, так как убедился, что «у всех так же» и даже хуже. Мои минус 65%  действительно коррелируют со средней цифрой 70%, которую указал в своем докладе президент Ювенко Борис Белоцерковский. И по его мнению это только начало.

Влияние кризисов на вендинг. Из презентации Б.Г. Белоцерковского

Места размещения торговых автоматов закрываются, пропал покупатель. Более того, некоторые виды вендинговых автоматов вообще попали под запрет. По решению властей работать имеют право только точки розничной торговли, реализующие продовольственные товары и товары первой необходимости. Получается, что игрушки, массажники, копиркины, букеты и прочие непродовольственные автоматы и автоматы услуг  запрещены. Есть и официальный подтвержающий документ.

Текущие проблемы вендинга. Из презентации Б.Г. Белоцерковского.

В связи с отсутствием покупателя и принудительным закрытием ряда мест установки торговых автоматов остро встает вопрос с арендой. И если на государственных объектах еще  есть какие-то шаги навстречу бизнесу, то в частной сфере остается надеяться на взаимопонимание сторон. По этому поводу пишут сейчас очень много, например, татарстанские «Тетюшские зори» рассказывают о встрече бизнес-омбудсмена РТ с предпринимателями по вопросам арендных платежей:

«Я пережила не один кризис, и у меня одна рекомендация к арендодателям – стараться по максимуму сохранить своих арендаторов. По нашей оценке, и ставки аренды будут падать и количество свободных площадей будет расти», — отметила эксперт, напомнив, что в 2009 году арендные ставки на торговые помещения в Казани упали на 30%, а количество свободных площадей достигло 50%…

…В тоже время, по ее словам, сделать арендную ставку равной нулю невозможно, так как собственник несет расходы на поддержание работы ТЦ. В связи с этим эксперт порекомендовала арендаторам быть открытыми с арендодателями и показывать, к какую долю занимала арендная плата в товарообороте до кризиса и сейчас, то есть аргументировать свою позицию с цифрами в руках.

Стрюкова видит три варианта достижения компромисса: перейти на процент с товарооборота, аргументированно снизить арендную ставку или же предоставить арендатору отсрочку платежей без накладывания штрафных санкций – «накапливаем дебиторку и потом с ней разбираемся».

Так что пробовать надо всё, даже несмотря на статистику крупного оператора, которая говорит о том, что 60% арендодателей не идет на компромисс.

Но кроме текущих «неудобств» режима самоизоляции, есть и другие долгоиграющие факторы — доллар, нефть, падение экономики, дорогие ингредиенты, комплектующие, автоматы, падение платежеспособности покупателя, снижение прибыльности бизнеса… и это не на месяц-другой, восстанавливаться будем годы.

В Европе ситуация в вендинге близка к нашей. Есть регионы, например, итальянская Ломбардия, где торговые автоматы запрещены все без исключений. Потери отрасли в процентном соотношении оцениваются примерно также как и у нас. По данным ассоциации итальянских вендинг- операторов Confida, ситуация в секторе автоматизированной торговли в Италии остается сложной. Еще до последних указов, ограничивающих коммерческую деятельность в стране, еженедельные потери индустрии оценивались в €16 млн.

В свою защиту, EVA (европейская ассоциация вендинга ) заявила о безопасности торговых автоматов ,  а также о том, что «операторы и технические специалисты сетей торговых автоматов приняли меры, обеспечивающие гигиеничность устройств самообслуживания, включая глубокую очистку и дезинфекцию контактных поверхностей автоматов«.

Такого же мнения похоже придерживаются и власти китайского Уханя, разрешившие установку кофейных автоматов в больницах в самый разгар эпидемии.

Кофейный автомат в больнице Уханя

Наши ассоциации  пошли дальше и направили в департамент  Москвы официальное письмо об упрощении установки торговых автоматов в период пандемии COVID-19. Главной причиной положительного решения операторы считают — дистанционный и бесконтактный способ продажи товаров, которые необходимы людям. Полностью поддерживаю инициативу, надеюсь на положительный ответ и распространение льготных вендинговых установок не только по Москве, но и за ее пределами.

На этой позитивной ноте я, пожалуй, и завершу свой обзор текущей ситуации. В следующем материале  предлагаю обсудить конкретные антикризисные меры и полезный опыт наших и зарубежных операторов. Также рекомендую к просмотру запись онлайн-конференции «о новых реалиях в вендинге»:

Спасибо за внимание.