Здравствуйте, друзья.

Дайджест новостей вендинговой отрасли по итогам мая я планировал начать, как минимум, с информации о принятии во втором чтении обещанных поправок в закон о ККТ. Именно на май указывали приближенные к верхам спикеры на выставке ВендЭкспо. Другие источники говорили о середине мая.

К сожалению, ни второго, ни, тем более, третьего чтения законопроекта 344028-7 мы так и не дождались. А между тем, с 1 июля вендинговые организации и ИП с наемными сотрудниками должны, по закону, установить на каждый торговый автомат комплект оборудования, который включает: модуль сопряжения, онлайн-кассу с фискальным накопителем и принтер для печати бумажных чеков.

Принятие поправок могло бы существенно снизить цену на кассы за счет отмены принтера и внедрения в вендинг сервисов облачных касс. Если законопроект не будет принят в самое ближайшее время, то крупный и средний вендинг будет вынужден приобрести и использовать самое дорогостоящее решение для онлайн-фискализации, в этом случае поправки будут просто бесполезны.

Также остается открытым вопрос с механическими торговыми автоматами – владельцам механических сетей, не попавшим под отсрочку ККТ до 2019 года, остается только ждать поправок, других вариантов у них нет.

А тем временем, для того, чтобы никто из нас, не дай Бог, не забыл про кассы, ФНС Письмом № ММВ-20-20/33@ от 03.04.2018 поручила налоговым органам трижды проинформировать налогоплательщиков о необходимости применения ККТ. Первый раз уведомление будет передано лично в руки или отправлено по почте, второй – в электронном виде в личном кабинете налогоплательщика, а в третий раз – это будет телефонный звонок налогового инспектора.

Пожалуй, хватит пессимизма. На очереди порция мировых новостей, подтверждающих, что вендинг летит вперед как революционный паровоз.

Что в мире делается

К началу 2018 года по всему миру установлено и работает приблизительно 2,6 миллиона торговых автоматов, из них на Европу (мы сюда входим) приходится около 0,6 млн. вендинговых машин. Авторы исследования, консалтинговая компания Berg Insight, прогнозируют к 2022 году двухкратное увеличение общего количества вендинговых автоматов по всему миру, а именно до 5,4 миллионов.

Вместе с количеством автоматов возрастает и их технологический уровень. Об этом нам говорят новые разработки, уже сегодня использующие прорывные идеи в области техники, промышленного дизайна и юзабилити.

Чего только стоят, и в прямом и в переносном смысле, новые торговые автоматы от корпорации Coca-Cola. 24-дюймовый сенсорный экран, управление при помощи мобильника, 200 вариантов напитков, которые составляет сам покупатель и другие любопытные вещи вроде сбора статистики по частоте употребления тех или иных миксов с целью их дальнейшего массового производства. По-моему, гениально. В планах у производителя есть и более серьезные нововведения, к примеру, персонализация пользователя — автомат предложит покупателю именно его любимый напиток.

Автомат Coca-Cola Freestyle 9100

Не обошел стороной вендинг и развивающийся семимильными шагами «блокчейн».  Криптовалютные обменные автоматы существуют уже не первый год, на сегодняшний день в мире установлено около 3000 таких машин. Но одно дело продавать биткоин через автомат, а другое — внедрить саму технологию блокчейн в вендинговое оборудование. И здесь есть пионеры — стартап Civic разработал анонимные пивные автоматы, которые проверяют возраст покупателя при помощи мобильного приложения. Пиво выбрано для иллюстрации работы идентификации с помощью блокчейн, но, на самом деле, это может работать в любом вендинговом и другом оборудовании, где такая функция востребована.

А вот в Швеции проводят эксперимент по чипированию населения. Теперь 3000 шведов имеют прямой доступ к разнообразному оборудованию, оснащенному системами идентификации, в том числе и к некоторым видам торговых автоматов.

А что у нас

Несмотря на то, что глобальных технологических перемен в российском сегменте вендинговой отрасли не наблюдается,  кое-что любопытное все же есть. К примеру, стартовал всероссийский проект «Военторг», который призван убрать из рациона наших бойцов не полезные и не патриотичные «сникерсы» и колу.

Неправильно, когда у россиян, служащих в армии, любимым напитком является Coca-Cola, а любимым шоколадным батончиком – Snickers, считает директор «Военторга» Владимир Павлов.

В воинских частях от Владивостока до Калининграда установлено уже более 1000 торговых автоматов. Военнослужащим предлагаются специально разработанные пайки и прочая продукция российского производства.

Хорошее начинание — импортозамещение, патриотизм и все такое… мне только одно интересно: какой процент торговых автоматов, из этой установленной тысячи, российского производства…

Спасибо за внимание.