Здравствуйте, друзья.

Лично мое отношение к такому явлению как конкуренция – неоднозначное и противоречивое.

С одной стороны, еще Карл наш Маркс справедливо писал, что конкуренция – двигатель торговли. Ну действительно, в масштабах отрасли, конкуренция поднимает уровень качества напитков и продукции на более или менее приемлемый для покупателя уровень, заставляет владельца содержать автоматы в приличном состоянии, модернизироваться по мере сил, технологически расти, придерживаться человеческого уровня цен и т.д.

Однако, если же взглянуть с другого ракурса, то с ростом конкуренции в вендинге можно обнаружить – рост арендных ставок по стране, разбалованных арендодателей (и покупателей), вытеснение мелких операторов крупными сетями, снижение уровня средней прибыли с автомата, а также разнообразные стрессы и моральные страдания отдельно взятых владельцев торговых автоматов.  В своих крайних негативных проявлениях конкурентная борьба превращается в самоцель, в войну, в безжалостную гонку, в которой предприниматель забывает о своей главной цели – заработать. В ход идут черные методы, массовые атаки на точки, порча оборудования, оператор стремительно теряет человеческое лицо…

Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.

Дэвид Сарнофф, американский бизнесмен, один из основателей телевещания в США

Если же рассматривать конкуренцию не с глобальной точки зрения, а глазами обычного среднестатистического оператора, становится очевидным, что это беспощадное явление ему абсолютно не нужно, оно просто есть и вытекает из сути бизнеса. И с этим как-то надо жить.

Но чтобы работать спокойно, да еще и зарабатывать, нужна здоровая конкурентная среда.

Осталось разобраться, что же это такое – здоровая конкуренция в вендинге…

Наверное, здоровая конкуренция – это когда все уважают интересы друг друга, никто не стремится занять чужое место или встать рядом с другим оператором, понимая, что тем самым нанесет предпринимателю материальный и моральный вред. Получается такая конкуренция без конкурентов.

Еще более идеальная картинка – все операторы сотрудничают, состоят в вендинговом союзе, соблюдают заповеди вендора («не поставь»), совместными усилиями обеспечивают всеобщее высокое качество продукции при приемлемых ценах и т.д. и т.п.

Соответственно, «нездоровая» конкуренция – подсиживание, интриги, вандализм, крайний индивидуализм и прочие непотребства.

Теория относительности

Но давайте посмотрим на такую ситуацию:
Наш кофейный автомат приглашают на неплохое место в офисном здании. Однако там уже стоит оператор. Отказываемся? А если он на 5 этаже, а мы будем на первом в фойе, или наоборот? А если этот оператор крупный сетевик? Или такой же средний оператор, но покупатели жалуются, автомат неухоженный и грязный, да к тому же готовит растворимый кофе? А может это вообще не кофейный автомат… Или вообще не автомат, а буфет чай-кофе… В большинстве рассмотренных ситуаций, согласившись установить свой торговый автомат, мы лишим части прибыли всех перечисленных выше конкурентов. Так отказываемся или нет?

В идеальном мире небольшого провинциального городка с кучкой договорившихся между собой операторов, при отсутствии крупных агрессивных игроков, – ответ очевиден. В больших городах, где хорошая точка порой на вес золота – все не так однозначно.

Получается, что степень «здоровья» конкуренции определяет ситуация на рынке мест. При относительно свободном рынке – здоровая конкуренция может позволить себе быть высокоморальной, но, в условиях тотального дефицита приличных мест, единственным признаком «здоровья» конкуренции по факту остается лишь соблюдение Уголовного Кодекса. Кстати, я не считаю, что мы сегодня до такого тотального дефицита уже дожили, но все еще впереди…

Виды вендинговой конкуренции

Чаще всего в вендинге встречаются две разновидности конкуренции: соперническая и уничтожающая.

Соперническая конкуренция – установка торгового автомата в непосредственной близости от конкурента.
Возникает тогда, когда точка не в достаточной мере заполнена автоматами, не отработан ее потенциал на 100%. Либо, когда новый конкурент нацелен единолично захватить место, устранив старожила. В этом случае соперническая конкуренция превращается в уничтожающую.


Уэйн Коллауэй (р.1945), менеджер компании «Пепси Кола»

Распространенные методы борьбы при сопернической конкуренции:

  • При обнаружении конкурента: Улучшить все, что можно улучшить — качество напитков, ассортимент, внешний вид автомата, сервис, обслуживание и т.п.
  • При атаке на имидж автомата (распускание слухов о происхождении ингредиентов, повторном использовании стаканов, найденных в стаканах насекомых и прочее и прочее): акции для покупателей, близкое знакомство покупателей с автоматом, информирование лично и путем объявлений на автомате, вендинговый ликбез для желающих, регулярное присутствие владельца на месте установки.
  • При демпинге (резкое снижении цены конкурентом до критических значений и даже в минус): худшее, что мы можем сделать, это поддаться и развязать ценовую войну. Лучшее – оставить цены на том же уровне или даже поднять, параллельно работая над улучшением имиджа автомата. Можно рассмотреть вариант установки еще одного своего автомата на эту точку.
  • При мелком пакостничестве (отключение питания автомата, нецензурные надписи на автомате, дальше не буду продолжать, чтобы не подавать идеи..): не стоит уподобляться и впадать в маразм – есть сэс, фас, фнс… и терпение. Главное перед этим убедиться, что это действительно сделали конкуренты, а то получится конфуз…
  • При порче оборудования: обратиться в органы полиции.

Уничтожающая конкуренция – установка торгового автомата вместо конкурента.
Устранение конкурента обычно происходит либо методом выживания с насиженного места, либо путем прямого сговора с арендодателем. Фактором риска при таком раскладе может быть все, что угодно, начиная от качества сервиса и отсутствия арендной платы, заканчивая недостаточно любезными отношениями с младшим персоналом и полнолунием. От этого никто не застрахован.

И все же кое-какие меры профилактики «нездоровой» конкуренции в природе существуют. К примеру:

Меры профилактики

  • Вкусный напиток (свежий товар), чистый торговый автомат , привлекательной наружности.
  • Хорошие взаимоотношения с арендодателем (владельцем торгового места). Не секрет, что дружественные долгосрочные взаимовыгодные отношения могут сыграть нам на руку в трудные времена. Не всегда владелец точки готов променять привычно хороший сервис на кота в мешке за лишние 3 рубля (конечно, только в том случае, когда во главе угла не стоит заработок на аренде).
  • Потенциал места установки отработан на 101%. Один, два, три автомата, одинаковые или разные виды автоматов – все выявляется опытным путем.
  • Установка камер видеонаблюдения, их муляжей и прочие меры, позволяющие не только круглосуточно контролировать ситуацию, но и отпугивать разбушевавшихся конкурентов, да и прочих вандалов.
  • Создание собственной службы разведки – местный персонал и покупатели-евангелисты, все, с кем мы дружелюбны и щедры. И просигналят, и позвонят, и сообщат, и придут на помощь.
  • Наличие договора аренды/сервиса и т.д. с пунктами о конкуренции в нем.
  • Соблюдение законов.

И главное, не следует забывать, что цель вендинга – как и любого бизнеса – заработать, а не победить конкурента. В одной ситуации можно и пободаться, в другой — выгоднее будет просто выйти из игры и найти другое место. А еще хорошо бы всегда оставаться человеком. Ибо что посеешь, то и пожнешь.

Спасибо за внимание.