Здравствуйте, друзья.

Еще на этапе вынашивания своей бизнес-идеи, многие начинающие бизнесмены абсолютно уверены, что им просто жизненно необходим бизнес-план. Якобы бизнес-план — это то обязательное средство, которое способно обеспечить новому бизнесу стабильность и процветание. И без него ну просто никак, не будет никакого бизнеса!

А дальше начинаются поиски бизнес-плана…
Благо, почти каждый поставщик торговых автоматов готов таким документом поделиться. А если и нет, то в Интернете можно найти массу сайтов, которые бесплатно предлагают готовые бизнес-планы практически под любой вид деятельности, начиная от разведения кур-несушек и заканчивая производством железо-бетонных изделий. А еще можно заказать бизнес-план за деньги у специально-обученных людей, и обойдется сие творение в треть стоимости торгового автомата.

Ах если бы формальная, правильно оформленная, универсальная бумажка давала гарантию того, что все получится, что бизнес будет успешным и принесет стабильный доход… К сожалению, это не так.

Подтверждением этому является  опыт состоявшихся компаний, которые не имели бизнес-планов, в привычном смысле этого слова, на начальном этапе:

1. Владелец бренда «Самогон Косогоров» (за 5 лет объем продаж этого самогона достиг 5 млн. долларов):

«Изначально сам проект являлся реально рискованным: когда ты решаешься делать что-то масштабное на очень конкурентном рынке, не имея четкого плана и представления, как ты будешь это делать, не исключено, что все может полностью провалиться… То, что мы чего-то добились, сродни какому-то чуду и большому фарту. Ошибкой, прежде всего, было то, что мы за это взялись: все вокруг хватались за головы и говорили, что никто так никогда не делает и что у нас ничего не получится… По факту же, если мы где-то и допустили ошибки — то не потому что делали что-то не то, а потому, что мы что-то не успевали сделать в силу сложных начальных условий. Что-то можно было сделать быстрее…»

2. Генеральный директор строительной компании Q-tec Сергей Безбородов:

«Нам хотелось сделать яркий экстраординарный бренд, а мы сталкивались с серой корпоративной посредственностью. В результате мы с командой российских топ-менеджеров покинули Honeywell и создали Q-tec. Сняли офис в «Парк Плейс», первый сейлз-митинг проводили, сидя на полу,— мебель мы заказали, но ее не успели подвезти. Мы не делали четкого бизнес-плана, во многом это был прыжок в холодную воду. Но имелся багаж связей, контактов. Одним из первых наших клиентом стал основной застройщик Остоженки…»…

3. Комиссаров Леонид, ресторатор:

«Все бизнесы начинаются с бизнес-плана на салфетке. Очень интересно строится эволюция предпринимателя по этой теме. На примере меня. Когда открывали первый ресторан, естественно делали БП на салфетке. По-другому тогда не умели. По затратам в итоге ошиблись в два раза, по срокам в 5, по оборотам — угадали. Причем, именно угадали, а не четко посчитали. Потом мы открывали много-много ресторанов и знакомым помогали. С каждым разом относились к бизнес планам все серьезнее и серьезнее. Надо говорить, что не угадали ни разу?:) Когда мы начинали строить водного дистрибьютора Open Trade, мы подошли очень серьезно и заплатили кому-то 150 тр за мега бизнес план. Получили кучу таблиц, в которых было учтено даже дисконтирование инвестиций и прибыли.
Классный был бизнес-план. Жаль, что с реальностью он расходился раз в 10.
В общем, сейчас мы снова делаем подсчеты на салфетке. Таким образом мы считаем некие общие цифры: сколько обойдется ресторан на метр, средний чек, проходимость, оборот, прибыль. На основании такого плана мы принимаем решение — вписываемся или нет. Потом делаем более глубокие расчеты.»

4. Владелец образовательного акселератора Rocket Study Арслан Даримов (молодой предприниматель открыл сеть школ по изучению английского языка в Астане и планирует выходить на рынки других городов Казахстана):

«Если говорить об инвесторе, то мы до сих пор развиваемся на самостоятельно заработанные деньги, без привлечения инвестиций. Бизнес-плана не было ни тогда, ни сейчас. Есть стратегия, но это другое. Думаю, что для открытия первой школы, когда ты можешь только догадываться о реальных цифрах, простой сметы на листочке или даже на салфетке будет вполне достаточно. Иногда чем больше знаешь, тем больше ограничиваешь себя. Я был невероятно вовлечен в процесс и просто хотел этим заниматься, а это главное… Два года мы отрабатывали модель, отсекали лишнее и в итоге бомбанули»

Итак, если мы не планируем привлекать кредиты или инвестиции — формальный бизнес-план, в привычном значении этого слова, нам не нужен.

Бизнес план — это документ, который инвесторы заставляют написать, но который они не читают» — Стив Бланк (Steve Blank)

Нужен просто план действий (возможно даже в уме) и таблица с предварительными расчетами (в Excel, к примеру).

А еще нужно хорошее место и подходящий под это место торговый автомат. Близкий к реальности расчет расходов, себестоимости, окупаемости оборудования можно составить отталкиваясь от конкретного места установки, это аксиома.

И самое главное, нужно начать свой вендинговый бизнес и работать: выкинуть из головы идеальную картинку новичка, тестировать места, обслуживать и своевременно переставлять автоматы, учиться вести переговоры с арендодателями, ошибаться, корректировать свои расчеты, считать все и всегда, изучать опыт конкурентов и набираться собственного опыта.