Здравствуйте, друзья.

Завершаю свою вендинговую эпопею и предлагаю вашему вниманию третью заключительную часть отчета об октябрьском форуме по вендингу «Вендинг в преддверии новых условий работы».

Первую и вторую часть, вы можете прочитать по ссылкам:
О чем говорили на форуме по вендингу 16 октября. Часть 1
О чем говорили на форуме по вендингу 16 октября. Часть 2


О необоснованных надеждах

Если в первой части моего отчета, речь шла о вполне себе реальных и готовящихся законодательных изменениях, то сейчас, я хочу поделиться небольшим списком инициатив, которые продвигаются различными общественными организациями, но пока не нашли отклика в верхах:

  1. Предлагается включить всю торговлю безалкогольными напитками через торговые автоматы в список исключений 54-ФЗ
  2. Убрать из-под регулирования 54-законом торговлю товарами, цена которых не превышает 200 рублей
  3. Разрешить использовать торговые автоматы без модернизации на период до 3 лет.

Лично я сомневаюсь, что что-то из этого списка будет рассмотрено и принято. По первому пункту, господином Нестеренко, было высказано обоснование, основанное на сравнении торговых автоматов с развозной торговлей напитками, которой не требуется ККТ. Однако, как известно, согласно Налоговому кодексу, торговые автоматы по продаже кофе, питьевой, газированной воды и развозная торговля напитками относятся к разным видам деятельности (за исключением передвижных торговых автоматов). Внесение изменений в Налоговый кодекс, это не то же самое, что поправки в закон о ККТ.

По поводу же отсрочки для вендинга на 3 года, представитель ФНС был строг и непреклонен – на год, и только для ИП без сотрудников на ЕНВД или Патенте.

Форум по вендингу Деловая Россия
О плохом Интернете

Для работы с новыми онлайн-кассами, в каждом торговом автомате должен быть Интернет. Поэтому на форуме обсуждался и такой больной вопрос, как проблема плохой или отсутствующей связи на местах установки торговых автоматов. В этом направлении тоже готовятся законодательные поправки (кстати, всего их 50, и большинство из них пока тайна покрытая мраком).

Большинство докладчиков и участников форума, за некоторым исключением, согласились с тем, что проблема связи действительно существует. Есть места в подвалах, на подземных парковках, есть точки в военных городках, где связь глушат военные, есть населенные пункты, где туго не только с Интернетом (тем более с gprs), но и с мобильной связью в принципе. Да что уж там, даже в центральных районах крупных густонаселенных городов есть места с плохим GPRS.

Сегодня законодательно разрешено использовать автономные ККТ только на территориях «отдаленных от сетей связи» с населением менее 10.000 человек. Список этих территорий готовит каждый регион на местном уровне.

На вопрос о плохой связи, представитель закона Бударин А.В. ответил, что список исключений будет расширен, поправки в этом отношении готовятся – там, где связь отсутствует или критически плохая, появится возможность использовать кассы в автономном режиме.

Честно говоря, мне пока не понятно, что будет считаться плохой связью, какие критерии должны будут предъявляться к месту установки торгового автомата для того, чтобы можно было работать без подключения к Сети, а, главное, кто и как это будет контролировать.

Об итальянском опыте фискализации вендинга

На форуме с докладом выступили и наши итальянские коллеги (с позитивным переводчиком), которые поделились опытом фискализации торговых автоматов в своей стране.

По их словам, первые разговоры, о необходимости передачи информации о выручке в налоговую, пошли с 2007 года. Первая версия закона появилась в 2015 году, а сам закон готовился государством совместно с Итальянской ассоциацией вендинга. В 2016 он был принят.

В соответствии с новыми требованиями, каждый оператор должен минимум раз в месяц снимать данные со своих вендинговых автоматов при помощи специального приложения, установленного на личном мобильном устройстве (на смартфоне, например).

Никакого оборудования в автоматы ставить не потребовалось, достаточно было поменять ПО. Соответственно, затраты на адаптацию к новому закону у итальянцев были минимальными.

Механические торговые автоматы, как объект фискализации, в итальянском законе даже не рассматривались.

И, тем не менее, фискализация сказалась на итальянском вендинге кардинальным образом. Начались и продолжаются поглощения мелких операторов крупными. На сегодняшний день, из 80.000 торговых автоматов, установленных в Италии, большая часть принадлежит 4-5 операторам. А причиной этому стал выход мелких вендоров-неплательщиков из тени.

И, естественно, итальянские автоматы не должны выдавать покупателям никакие чеки – ни бумажные, ни электронные. Вопрос из зала: «А как же народный контроль и защита прав потребителей?» удивил итальянских гостей, переводчику пришлось объяснять им, зачем это нужно, и что это вообще такое…

Похоже в Италии все налогоплательщики сознательны, а все покупатели всегда довольны. Или все-таки дело в логичной государственной политике в отношении вендинга?

Ну, а нам остается верить в лучшее и готовиться  к худшему.
Вот на этой полуоптимистической ноте я, пожалуй, и завершу свой рассказ.

Спасибо за внимание.
Рекомендую подписаться на рассылку новых материалов от Вендоведа: