Здравствуйте, друзья.

Что для вендинга является самым важным и незаменимым ресурсом, первоосновой бизнеса с торговыми автоматами?

Конечно, это место установки. Не даром, первое правило вендинга гласит: «Место решает все». Самый распрекрасный современный вендинговый автомат без места – массивная мебель, которую нужно где-то хранить. Места важны, места нужны…

Но все ли места одинаково полезны? Может ли дать гарантию хорошей прибыли, к примеру, место в крупном торговом центре с арендной ставкой в 30 тысяч рублей? Такой гарантии оператору никто не даст ни за 30, ни за 40 тысяч.

Однако, в крупных городах, про Москву и Питер просто промолчу, вокруг «на первый взгляд проходимых» мест порой возникает настоящий ажиотаж, выстраиваются очереди к арендодателям. А те, в свою очередь, удивляясь безграничным возможностям и прибыльности вендингового бизнеса, запрашивают 10, 15, 30 тысяч на метр. И с каждым годом их аппетиты только растут.

При такой гонке за местами, с политикой «встать за любые деньги, а там посмотрим», приходит разочарование в бизнесе конкретных операторов, рост арендных ставок в целом по стране, а также возникают ошибочные суждения о вендинге в целом, как о сверхприбыльном бизнесе.

Да и как не судить подобным образом, когда порой, при организации тендеров за места, цены доходят до 50 тысяч в месяц, и операторы борются до победного и встают. Не спорю, есть места прибыльные и с высокой арендой, но на общем фоне их единицы. А зачастую, по условиям тендеров, арендодатель требует оплату вперед за полгода-год. На мой взгляд, риски для владельцев небольших сеток, при такой игре, слишком велики.

А вот большие сети, которые изначально выбирают экспансивную стратегию установки, вполне себе могут позволить иметь доход на пределе разумного. И это еще одна причина роста арендных ставок за установку вендинговых автоматов.

Есть и еще один фактор, благодаря которому растет аренда – это конкуренция, а точнее подсиживание с предложением более высокой цены за место.

Как это происходит? Cтоит себе оператор, никому не мешает, работает, в шампанском не купается, но стабильно кушает свой бутерброд с маслом. Неожиданно его вежливо просят «сматывать удочки». В результате оказывается, что произошла договоренность с другим оператором, который предложил бОльшую арендную плату. Неважно, что движет конкурентом, неважно, что, возможно, через пару месяцев, он сам добровольно уйдет с этого места, когда его завышенные ожидания не оправдаются. Главное – стоимость этой конкретной точки уже вряд ли когда-нибудь вернется к первоначальной цифре…

Конечно, на регулирование цен на рынке мест для вендинга один конкретный оператор средней руки повлиять не может. Да и призывать к всеобщему братству и единой бизнес-политике в этом направлении я тоже смысла не вижу. Бизнес есть бизнес. К тому же, повторюсь, есть действительно прибыльные места даже с очень высокой арендной ставкой.

Поэтому, в заключении, напишу лишь несколько замечаний, которые на мой взгляд, могут частично сократить риски установки торговых автоматов на дорогих точках:

  • всегда должны предприниматься попытки договориться на тестовый месяц без аренды. Иначе можно бесконечно прыгать по ТЦ, выплачивая каждый раз по 7-15 тыс.
  • желательна договоренность о возможности попробовать разные торговые места в пределах одного здания.
  • никаких оплат за несколько месяцев вперед и кабальных договоров аренды.
  • стандартный мониторинг и сбор информации о месте установки: проходимость, потребность, режим ожидания, стоял ли кто-то раньше и почему ушел, конкуренты и т.д.
  • если есть возможность использовать другие формы сотрудничества в обход аренды — их надо использовать.
  • модель автомата должна быть адекватна месту установки, иначе через год-другой, при условии высоких продаж, автоматы могут превратиться в хлам.
  • цены на товар, напитки, услуги из торгового автомата должны быть пропорциональны арендной плате.
  • всегда следует помнить, что высокая аренда не равно высокие продажи. В вендинге зарабатывать должен оператор, а не арендодатель.
  • на этапе переговоров об установке автомата и в дальнейшей работе нужно стараться снизить аренду, это касается также мест, где аренда невелика. Если первое правило вендинга – «Место решает все», то второе должно звучать примерно так: «Аренда в вендинге должна стремиться к нулю».

Спасибо за внимание.

Рекомендую подписаться на обновления, чтобы первыми получить новый материал от Вендоведа на свой E-mail: